Художник нового жанра

ВЛАДИМИР ЧЕКАЛИН

Настоящий ценитель искусства всегда взыскателен. Представьте: вы в галерее, или на выставке, но смотрите на лица, нет в глаза зрителей. Легко скользят взоры по одним полотнам. И вдруг не ведомая сила приковывает их к другим. Какая гамма чувств!… – И обязательно немного ревности. Тонкий вкус, воспитанный на классике, как бы оценивает и решает, впускать или не впускать в свою душу новое. Мне ведомы такие переживания. Так хочется порой разглядеть в “вернисажной мозаике” нечто. Просит, ну просит душа красоты.
Живые полотна Юрия Арсенюка берут душу в плен сразу. Долго любуешься, а если и отходишь, то нехотя. Привораживает … Знающие люди утверждают, что Красота здесь усилена мощной энергетикой. Таинственно и непривычно для жителя сверхъиндустриального Времени. Но ведь, привораживает…
Позже, когда не можешь удержаться от нахлынувших чувств, разговоров с друзьями и близкими, приходит ошеломляющая мысль.
Миру подарен новый жанр искусства. Да, да, именно так! Нам известны жанры пейзажа и натюрморта. Каждый из них имеет своих поклонников. Настойчивое учительское разъяснение в школьном детстве осталось в памяти навсегда. А вместе с ним и стремление к конкретности, предельной четкости: это пейзаж, а это натюрморт. Я не могу так оценить работы Ю.Арсенюка. Может быть, Вам это под силу? Не свойственно людям ставить памятники при жизни своим современникам. И уж тем более “в своем краю пророка нет”.
Помню, рассказали знакомые Юрию об их искусствоведческой находке. Он от смущения не знал, куда себя деть. Прятался за смех, руками всплескивал: «Да будет вам, право… новый жанр…» Ну что ж, пусть пройдет время. Оно, как известно, все и всех расставит по местам. Сам он просто все объясняет. “Хочу понять душу цветов и попросить их показать свою душу людям. Вот оно, сокровенное! Такое, что и трудно выразить словами. Прикосновение к душе, разговор с душой, понимание души… А это возможно, понять ? Так и обозначились вечные искания художника-философа. Его былинные, сказочные сюжеты (приглядитесь!) построены на философии прекрасного,
гармоничного. Ищет художник, в какие моменты своего бытия, человек красив как цветок. Так уж ему видится, что цветок – венец творения Природы. Жаждет и потому ловит миг гармонии цветов, человека, камня, трав… Какую особую прелесть сумел он в них разглядеть, почувствовать?

С ним очень интересно говорить. Об истории родной земли, о природе, или, например, философии камня, О камне разговор особый. Красота камня – предмет восхищения ювелиров, камнерезов. Так и не вспомнишь, брался ли кто-нибудь выразить красоту камня на художественном полотне. Юрий признается, что ему хочется этого. Ему бы времени и сил всегда вдоволь – кажется, каждую бы прелесть Природы воспел. Будто и камень, и цветок, и травы, и люди – ноты одной мелодии. А разве откажешь художнику в желании сделать свою мелодию неповторимой? Он как ребенок, сбивчиво, торопливо говорит чувствами, а не разумом. И воспринимать его лучше так. Ступайте на выставку. Отложите дела, превозмогите усталость или уныние. Идите и поговорите с Мастером на общем языке. На языке Красоты. Впрочем, встреча эта для тонких ценителей.